Съемка при естественном освещении

Фронтальное пейзажное освещение

При таком пейзажном освещении солнце располагается за спиной фотографа, и солнечные лучи освещают все передние элементы пейзажа. Такое освещение придает пейзажу плоский вид на снимке, особенно по мере того как солнце склоняется к горизонту.

Снимок 1. Фронтальное пейзажное освещение

При таком фронтальном пейзажном освещении выявляются все детали предметов, вследствие прямого их освещения. Фактура предметов практически не выявляется. Если какая-либо часть объекта отражает лучи света, то происходит потеря деталей из-за большой экспозиции.

Фронтальное освещение дает искажение формы предметов, делая их двумерными, как бы вырезанными из бумаги, которые прикреплены к пейзажу, а отсутствие видимости теней на снимке не передает ощущения глубины.

Снимок 2. Фронтальное освещение придает снимку двумерность

Несмотря на все недостатки фронтального пейзажного освещения его можно применять, если фотографу нужно получить сверкающие поверхности на снимке. Если такой цели нет, то лучше избегать его использования.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень.

Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Боковое пейзажное освещение

Когда свет падает на объект сбоку, а не спереди, то выразительность снимка усиливается в разы. При этом сразу образуются тени и проявляется фактура поверхностей предметов, направленных в сторону фотокамеры.

Снимок 3. Боковое освещение позволяет выявить объем и фактуру предметов

Это действие тем сильнее выражено, чем больше угол между оптической осью объектива фотокамеры и направлением падения лучей света.

Важную роль в композиции пейзажа начинают играть тени. Очень хорошо выглядят объекты ярко освещенные сбоку и затененные спереди. Освещенные объекты на фоне теней, образованных другими объектами, находящимися сзади позволяют получить очень хорошие снимки.

Предлагаем ознакомиться  Как поймать крысу в курятнике

пейзажное освещение

Снимок 4. Боковое освещение создает тени, которые играют важную роль в пейзажной композиции

Если объект съемки имеет сложную форму в виде кривой, то освещение сбоку создает плавные переходы от теней к свету, подчеркивая контуры предметов.

Чем ниже к горизонту опускается солнце, тем длиннее становятся тени и снимок получается более выразительным. Можно получить весьма необычный снимок, если приступить к съемке, в момент, когда солнце находится у самой линии горизонта и светит под прямым углом к оптической оси объектива фотокамеры.

Если нужно, чтобы снимок выглядел естественно, то снимать нужно в момент, когда солнце находится в среднем положении между зенитом и линией горизонта. В этом случае тени от объектов привычные для глаза зрителя.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света.

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.

Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета).

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.).

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет».

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет, а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности.

Предлагаем ознакомиться  Болезни садовых яблонь: фотографии, видео, описание признаков, лечение деревьев, обработка для профилактики

Контровое пейзажное освещение

Когда угол между оптической осью объектива фотокамеры и направлением лучей солнца становится тупым, получаем контровое (заднее) освещение. Если угол находится в пределах от 90 до 180 градусов, то фактура освещенной поверхности объекта проявляется с графической четкостью, давая контраст с глубокими тенями на противоположной стороне.

Снимок 5. Контровое освещение придает глубокий контраст теням

Впечатление от пейзажа становится еще более впечатляющим, когда солнце находится напротив фотокамеры. Лучи солнца, падая из-за облаков самой причудливой формы, придают небу особый интерес, что оно может выступать в качестве основного объекта, отдавая самому пейзажу второстепенную роль в кадре.

Находясь высоко в небе солнце освещает верхнюю часть непрозрачных объектов, к примеру зданий, но по мере склонения к горизонту, освещенность этих предметов уменьшается и по контуру появляется ореол света. Он контрастирует с более мягким светом, падающим на предмет спереди, и тем самым выделяет его на фоне.

При освещении воды контровым светом, на гребешках волн появляются яркие световые блики.

Снимок 6. Контровой свет на гребешках волн создает яркие блики

Снимая при контровом свете фотограф должен правильно определить экспозицию. Когда расчет производится по свету, отраженному пейзажем в сторону фотокамеры, то получается снимок мягкий по свету с нерезким ореолом света, который сливается с фоном и краями самого предмета.

С уменьшением экспозиции кайма света становится более яркой и четкой и окружает силуэты объектов, форма которых зависит только от этих световых пятен.

Снимая прозрачные предметы при контровом освещении, создается совершенно другой эффект. Свет проходит сквозь сам объект, ореол при этом отсутствует. К примеру, цветы сразу же приобретают вид, как будто они имеют внутренний источник света. Эффект усиливается, когда имеется темный фон.

Снимая при контровм освещении, фотограф может столкнуться с проблемой бликов, которые особенно заметны при попадании в кадр солнца. Это связано с тем, что свет, попадая на объектив, многократно отражается от его линз. В итоге ослабляется общий контраст изображения и появляется целая цепочка бликов, имеющих форму отверстия диафрагмы, которые исчезают, стоит лишь изменить угол съемки.

Устранить этот эффект можно путем установки бленды на объектив, которая защитит его от бликов.

Роль источников света в схеме освещения

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Предлагаем ознакомиться  Пиретрум посадка и уход в открытом грунте

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча).

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства.

Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Вторая часть — здесь.

Верхнее пейзажное освещение

Съемка при естественном освещении

Пейзажное освещение в данном случае самое неподходящее. Тени от предметов отбрасываются вниз, лишая их фактуры и формы. Кроме того возникает высокий контраст.

Такой снимок у зрителя вызывает ощущение жаркого дня. Но верхнее освещение можно использовать на благо, например, для того, чтобы тени от листвы деревьев падали на землю делили пространства, придавая разнообразность снимаемому пейзажу.

Если у фотографа нет возможности снимать при другом пейзажном освещении, то рекомендуется выждать момент, когда свет солнца будет рассеян облаком и произойдет смягчение теней.

Оцените статью
Садоводство
Adblock detector