“Почва, глина, песок” план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

(1 стол) 1-я лаборатория “наблюдатели”

Заносим «вывод» в таблицу после каждого опыта

(2 стол) 2-я лаборатория “экспериментаторы”

Также как и в первой лаборатории, заносим «вывод» в таблицу после каждого опыта

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со свойствами песка и глины.

Показать их сходство и различие.

Отвечать аргументировано на вопросы педагога.

Развивающие.

Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.

Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материалы

: Емкости с песком, глиной (глина сухая и мокрая, лупы, сосуды с водой, пустые. Подносы с глиной, веера на каждого ребенка салфетки влажные, карта, таблица, карточки с условными обозначениями для таблицы

Нод в подготовительной к школе группе«глина и песок – такие разные и такие нужные»(опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы)

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей

Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Эксперименты и опыты помогают развивать у детей мышление, логику, творчество, с помощью экспериментов можно наглядно показать и дать увидеть детям связи между живым и неживым в природе, найти ответ на вопросы: «как?», «почему?», «из-за чего?» и др.

И именно если ребенок прожил этот эксперимент (провел опыт самостоятельно или с помощью взрослого) и нашел ответ благодаря опыту, эти знание отложатся в сознании ребенка надолго.

Оборудование

: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые стаканчики разного размера, одноразовые тарелки, ложечки.

Опыт 1. (запах)

Предлагаю, понюхать песок и глину (Для безопасности материалы находятся в спец. емкостях закрыты крышкой с дырочками)

Предлагаем ознакомиться  Белые таблетки в пакетиках чая

Какие материалы по запаху?

(Не имеют запаха.)

Ответы детей

Опыт 2. (прозрачность)

На столе стоят 3 прозрачные емкости, 2 стакана с материалами и 1 пустой. Предлагаю, посмотреть сквозь пустой стакан вокруг себя, поинтересоваться видно или нет, затем воспитатель предлагает посмотреть через стакан с материалами, видно или нет (Нет.)

Ответы детей

Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)

Ответы детей

Опыт 3. (цвет)

Предлагаю детям, внимательно посмотреть, какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От частиц, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.)

Ответы детей

Опыт 4. (сыпучесть)

На столе два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.

-Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)

– А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

-Что легче высыпать – песок или глину? (песок)

-Потому и говорят, что песок – «сыпучий».

-Что вы можете сказать про глину? (глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)

Ответы детей

Опыт 5. (как материалы впитывают воду)

Как песок или глина дружат с водой? Наливаем воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну. Что происходит с исследовательскими материалами?

Ответы детей

Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.

Опыт 5. (состав)

Оборудование: лупы по количеству детей, 2 одноразовые тарелочки с материалами.

Из чего состоит песок, глина? Потрите песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.)

Ответы детей

На этом этапе мы все занятия выполнили поэтому получаем следующую часть карты, которая поможет нам добраться до следующего задания, отправляемся дальше (достаю 2 часть карты, выясняя с детьми маршрут к следующему этапу).

Опыт 6. (сыпучесть)

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.

Предлагаю детям

– Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)

Предлагаем ознакомиться  Чем занять малыша на прогулке, чем заняться с малышом

– А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

-Что легче высыпать – песок или глину? (песок)

-Потому и говорят, что песок – «сыпучий».

-Что вы можете сказать про глину?

ответы детей

Вывод: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Опыт 6. (фильтрация)

Материал: воронки, губка, песок, глина, большие стаканы, земля.

Ребята, а сейчас мы испачкаем воду, добавив туда земли, В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать глины и так же налить грязную воду.

Ответы детей

(Вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода. Через глину вода не очищается, а еще больше пачкается).

Вывод: глина не фильтрует воду, а загрязняет. Песок, очищает воду.

Опыт 7. “ветер”.

Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.)

Создайте с помощью веера ветер и посмотрим, что происходит с песком.

(Дети берут веера, создают иллюзию “ветра”.)

Ответы детей

Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.)

В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

Пояснительная записка:

Подготовка к данному занятию проходила в несколько этапов.

Рефлексия

(у доски с таблицей)

Вос-ль: Ребята, что мы с вами сегодня узнали?

Ответы детей

Что песок – рыхлый, сыпучий в отличие от глины.

– песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу,

– между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло, а глина – из мелких частичек, прилипших друг к другу.

Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.

Что воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.

Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Ребята, мы с вами провели все эксперименты удачно, каждый раз узнавая, что-то большее о наших материалах. Но у нас на карте еще одно не посещенное место. Если вам интересно, то можно отправиться и узнать, что там нас ждет?

Предлагаем ознакомиться  Что такое лэпбук для дошкольников по ФГОС? Пояснения и фото

(ответы детей)

Тогда, читаем карту и находим маршрут к загадочному месту.

Словарная работа.

«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «фильтрация» «кварц», «Барханы»

Ход

Педагог. Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, а о чем мы будем на этом занятии говорить, узнаете, если отгадаете загадки.

Если встретишь на дороге –

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

она понадобится сразу.

(Дети отгадывают загадки.) (Глина)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже.

И он в стекле расплавлен даже.

(Дети отгадывают загадки. (Песок)

– Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (поднимаю крышку- колпак, на подносе две емкости с песком и глиной)

– А вот и образцы для исследования.

-Ребята, вспомните, ГДЕ ДОБЫВАЮТ песок и глину? И где используют (ответы детей)

В. : Я предлагаю вам, пройти квест, что это такое вы уже знаете. КВЕСТ – это игра где нужно выполнять определенные задания, ориентируясь по карте, и самое главное в конце квеста участников ожидает сюрприз.

Подсказка: наши задания будут связаны с экспериментами над песком и глиной, для того чтобы лучше узнать об их свойствах.

А все, что мы сегодня узнаем, нового об этих материалах, будем заносить вот в такую таблицу (демонстрирую таблицу).

С какого же задания нам начать наши исследования?

Что бы нам быть последовательными нам поможет карта- путеводитель

(читаем карту, следуем указанному месту)

Вот мы и добрались до первой лаборатории, которая называется

«Наблюдатели»

Предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории

– лабораториях нужно вести себя тихо,

– аккуратно обращаться с исследуемым материалом.

– нельзя пробовать песок и глину на вкус.

– нельзя кидаться песком

Цель.

Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.

Оцените статью
Садоводство
Adblock detector