Основные стили садово-паркового искусства

1. Регулярный стиль

Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение «Государство – это я».

Версаль – загородная резиденция короля – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
  • Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком.

Гармония в единстве

Причудливый итальянский, по-королевски изысканный французский, живописный английский, загадочный японский, роскошный мавританский стиль… Столько соблазнов! Как же не запутаться и не потерять чувство меры? По правде говоря, основных стилей в садовом искусстве условно можно выделить всего два: регулярный (формальный, геометрический) и ландшафтный (пейзажный, свободный). Остальные в той или иной мере их вариации. И что же нам выбрать из двух противоположностей: свободу или порядок? Их единство! Гармонию!

4. Пейзажные сады Китая

Основные стили садово-паркового искусства

В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества.

Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо.

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались.

Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

  • Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.
  • Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
  • Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
  • Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.
  • Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
  • Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
  • Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Садово-парковое искусство стран Востока

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями.

Основные стили садово-паркового искусства

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы.

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.

Основные стили садово-паркового искусства

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах . Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж.

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Строгость симметрии

Сегодня уделим внимание регулярному стилю. И самая важная его черта состоит в том, что искусственность здесь не только выставляется на первый план, но и вытесняет любую естественность. Формальный стиль — это строгость симметрии и порядок в планировке сада, размещение одинаковых предметов на равном расстоянии.

В эпоху зарождения этого направления человек стремился господствовать над природой, и в своем саду он проводит прямые, как стрелы, аллеи, подчиняет законам геометрии формы водоемов, клумб, подстригает деревья и кустарники в виде конусов, шаров, кубов и пирамид. Сегодня регулярный стиль используют там, где хотят внести в композицию ощущение порядка и торжественности. Французский Версаль, итальянский сад дворца Медичи — классические примеры такого стиля.

3. Мусульманские сады

Все в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой.

В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Такая форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке.

Наиболее законченно и полно идея райского сада – «чор-багх» – воплотилась в гробницах времен династии Великих Моголов. Примером могут служить мавзолей Хумаюна XVI века и Тадж-Махал XVII века .

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским . Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе.

Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

Ярким примером мавританских садов могут служить сады Альгамры и Генералифа, расположенные в Гранаде и построенные между 1350 и 1500 годами

Страсти по барокко

Основные стили садово-паркового искусства

Римляне первыми начали применять искусственные зеленые формировки, возведя этот процесс в ранг топиарного искусства. Самшит, лавр, тис, мирт они формировали в виде пирамид, шаров, ступенчатых оград. Затем появляется новый элемент ландшафтного дизайна — боскет, когда в пространстве выделяются зеленые комнаты-ниши с фигурно выстриженными из растений ровными стенами.

В Италии в эпоху Ренессанса парковое садоводство становится самостоятельным видом искусства, там формируется садовый стиль барокко. Итальянский стиль называют еще Медицейским в честь известнейшего рода — Медичи. Материальные затраты на устройство подобных садов знати были сопоставимы с постройкой самого дворца.

Французский эталон

Из Италии барокко переносится во Францию и достигает там пика своего развития. Французский сад становится эталоном регулярного стиля. Основная его идея состоит в том, что жизнь — это нескончаемый праздник, а сад — тот же праздник, но под открытым небом. Торжественность парадного приема передается масштабностью и красочностью садовых композиции.

Начиная с XVI века версальский стиль становится образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. Поэтому Францию и считают родиной формового садоводства, подарившей миру великолепный стиль ландшафтного искусства.

Сады во французском стиле, в отличие от террасированных итальянских, разбивались на открытом выровненном пространстве с умелым использованием бесконечной перспективы, обширных зеркальных водоемов и замечательных панорамных видов.

На заднем плане — регулярный декоративный огород строго прямоугольной формы. На переднем — сад экзотов: персики, нектарины и абрикос, которые
обрамляет бордюр с вписанной в него дугой окружности из спиреи японской.фото автора

ПРАВИЛА В ЖИЗНЬ

♦ Все элементы на участке, будь то аллея, изгородь, дорожка, должны быть геометрически правильной формы. 

♦ Сад имеет две ключевые точки: нижнюю, где расположен главный вход, и верхнюю, с которой открывается общий вид. Верхней точкой обычно служит дом, у которого разбит сад. 

♦ Важно, чтобы выбранные для озеленения растения хорошо стриглись, были устойчивы к болезням, быстро принимали заданную форму и имели достаточно монолитный вид. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

♦ Неотъемлемая часть французского парка — тщательно подстриженные, ровные зеленые газоны. 

♦ Обязательно используйте боскеты — стриженые деревья и кустарники, образующие зеленые стены. При их помощи можно создать уединенные зоны для отдыха. 

♦ Для французского сада характерны обилие скульптур в античном стиле и общая атмосфера торжественности и театральности.

♦ Для поддержания французского сада необходимо часто и тщательно постригать кусты, деревья и газоны.

♦ Важный элемент регулярного сада — строгой формы бассейны с фонтанами.

♦ Цветочное оформление выбирайте лаконичное и простое: одно- или двухцветная кайма из низких однолетников, цветущих максимально продолжительное время, либо бордюр из стелющихся растений, но с обязательным отступом от края газона.

5. Японские сады

Традиционной религией Японии был синтоизм, в основе которого лежит культ божеств природы и предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи.

Основные стили садово-паркового искусства

Расширение внешних контактов с другими странами привело к тому, что начиная с III века н.э. в Японии появилось большое количество мигрантов из Китая и Кореи. Начиная с VI века китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры.

С приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих предков – синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм. Такое слияние культур дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами.

Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца:

  • мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
  • изогнутая черепица – облака,
  • пагода – храм,
  • дракон – вода,
  • золотые карпы в водоеме – дети дракона,
  • бамбук – стойкость, терпение,
  • сосна – долголетие,
  • лотос – мудрость (символ Будды),
  • сакура – стойкость, духовная красота,
  • камелия – осторожность…

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь.

Сначала появился холмистый сад. Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.

Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад . Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны.

Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы двух предыдущих типов садов. Философский смысл чайной церемонии заключается в постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Двигаться по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень, останавливаясь и «впитывая» красоту сада.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке.

Почему же именно восточная философия устройства садов приобретает все большее влияние? Почему стали столь популярны садики в китайском и японском стиле, и многие архитекторы, разрабатывая свои проекты, используют идеи лаконичности и символизма, лежащие в основе планировки восточных садов? Возможно, это лишь дань моде, как это было в Европе XVIII века.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Однако более важной причиной может быть общее усиление интереса к восточной культуре, к восточным философским и духовным системам. Европейский человек, с его культом индивидуальности, вглядываясь в красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей жизни. Человек же, воспитанный в восточных традициях, пытается духовно дорасти до восприятия природы, познать её душу. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…

В заключение необходимо отметить, что рассказывая о наиболее известных стилях садово-паркового искусства и пытаясь понять причины их возникновения, мы намеренно исключили из рассмотрения целый ряд менее известных и переходных стилей, таких как античный, итальянский террасный, монастырский и др., которые оказали несомненное влияние на формирование основных стилей, но не считаются определяющими в истории развития садово-паркового искусства.

Роскошь с размахом

Сад в регулярном стиле эффектен в любое время года, но он предъявляет и высокие требования к своим владельцам. Чтобы этот сад «прозвучал», необходимо значительное пространство, использование дорогих сортов камня, большое количество первоклассных растений, скульптура, достойный уход за ним. На все это понадобятся немалые капиталовложения, много времени и мастерства.

Но некоторые идеи мы с успехом можем использовать в собственном саду! Возможно, они окажутся теми самыми изюминками, которых ему не хватает. 

Садово-парковое искусство Средневековья

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Основные стили садово-паркового искусства

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений – уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и центром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады.

Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания  лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема.

Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор – особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Постигая искусство

Чему же на практике можно поучиться у великих садовников прошлого? Например, попробуем оформить в регулярном стиле партерную зону, устроим садовый театр с травяной сценой, детский городок или секретный сад с боскетом. Создавая цветники, используем фигурно подстриженные вечнозеленые кустарники. Для одного кустика достаточно пары квадратных метров.

Уютным уголком станет небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницаемой для взоров живой изгородью или трельяжем-опорой для вьющихся растений. 

Имейте в виду, что геометрический стиль со своим четким размеренным планом композиции имеет и недостаток — монотонность, если его часто или долго видеть. 

На моем участке в регулярном стиле выполнен партерный газон размером 10 кв.м в виде идеальной окружности, которую муж тщательно размечал колышками с рулеткой. Газон обрамлен красивоцветущими, свободнорастущими кустарниками (здесь как раз сочетается элемент пейзажного стиля). Огород также устроен в регулярном стиле: строго прямоугольный, по его сторонам — бордюр из лапчатки и живая изгородь из кизильника блестящего.

Основные стили садово-паркового искусства

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ПРОЕКТА

♦ Строгая симметрия в планировке участка.

♦ Ярко выраженная центральная ось композиции.

♦ Топиарные фигуры растений: конусы, ромбы, квадраты.

♦ Композиция располагается в горизонтальной плоскости, на открытом, хорошо просматриваемом пространстве.

♦ Деревья и кустарники размещают по квадратной, прямоугольной или шахматной схеме.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

ФИШКИ РЕГУЛЯРНОГО СТИЛЯ

Дом — главный элемент, он располагается в центре сада.

Преобладает четкая геометрия в форме растений, в дорожках, идущих по радиусу или прямо.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Перед домом — большая партерная зона: она парадна, торжественна. 

Обязателен правильной формы хорошо постриженный газон.

Предлагаем ознакомиться  Восточная выпечка с орехами
Оцените статью
Садоводство
Adblock detector