Сенная палочка это паразит или сапрофит

Среды жизни. Биосфера.

Задание — просто радость абитуриента. Относится к повышенному уровню сложности, но притом не является таковым. При правильном выполнении можно получить 2 балла. Представляет из себя упражнение на соотношение.

Не нужно обладать огромной базой знаний для выполнения.

Разделы из кодификатора, соответствующие заданию №18

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение. 

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. 

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. 

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Да, здесь 5 пунктов, но, по сути, материала не так уж и много, тем более, на 2 балла. Приступим.

Само задание на «Решу ЕГЭ» лаконично называется «Среды жизни. Биосфера», включает в себя два раздела, в которых, к сожалению, бардак. Поэтому распределим по маленьким темам задания самостоятельно. Так будет рациональнее.

Разбор типовых заданий №18 ЕГЭ по биологии

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.

ЖИВОТНЫЕ СРЕДА

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

1) водная

2) наземно-воздушная

3) почвенная

4) организменная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Печеночный сосальщик — паразит, плоский червь, поэтому его среда — организменная — 4.

Сенная палочка это паразит или сапрофит

Щука- рыба, среда водная — 1.

Дятел- птица, среда наземно-воздушная —  2.

Дождевой червь — кольчатый червь — среда почвенная —  3.

Крот — млекопитающее, среда почвенная — 3.

Аскарида- паразит, круглый червь, среда организменная — 4.

Ответ:412334.

Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДА

А) Речной рак

Б) Камчатский краб

В) Дафния

Г) Мокрица

Д) Циклоп

Е) Креветки

1) дно моря

2) придонная часть пресных водоемов

3) толща морской воды

4) влажная почва городов, лесная подстилка

5) толща воды пресных водоемов

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Картинки по запросу дафнияКартинки по запросу дафния Картинки по запросу мокрицаКартинки по запросу мокрица Картинки по запросу циклоп под микроскопомКартинки по запросу циклоп под микроскопом

Дафния

Мокрица

Циклоп( самка и самец)

Дафниями, как мы видим, кормят рыбок. Размеры у них не самые внушительные. Дафнии — маленькие рачки.

Предлагаем ознакомиться  Формирование кроны груши, правила обрезки, схемы

Мокрица — интересное ракообразное, ошибочно можно предположить, что это насекомое.

Фотографии циклопа, как и дафнии, сделаны под микроскопом.

Bacillus subtilis

Речной рак. Раз рак речное, то, естественно, средой его обитания будет пресный водоем. Не секрет, что раки ходят по дну, закапываются в иле. Им будет соответствовать вариант 2) придонная часть пресных водоемов.

Камчатский краб. Предположим, мы не интересовались, в какой воде живет камчатский краб, но вполне очевидно, что живет он на дне. Дно пресного водоема занято, поэтому остается морское дно.

Креветки. Не очень крупные организмы, живут в море. Исходя из этого минимума информации, выбираем вариант 3) толща морской воды

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Начнем с мокрицы. Она внешне схожа с насекомыми, поэтому определим ее место проживания, как 4) влажная почва городов, лесная подстилка.

Дафния и циклоп — мелкие рачки, поэтому их место обитания — толща пресной воды.

Ответ: 215453.

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДА

А) стабильный температурный режим

Б) ограниченность пространства

В) небольшие колебания температуры

Г) сложность широкого распространения большинства организма

Д) высокое содержание углекислого газа

Е) плотность высокая

1) почвенная

2) внутриорганизменная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

Итак, температурный режим. У взрослого человека в норме температура 36,6 во все сезоны и дни. У грунта же в этом плане жизнь более насыщенная: все меняется в зависимости от сезона и погодных условий. Колебания, конечно, могут быть большими, но по нашим вариантам, предположим, что сравниваем температуру утром и вечером.Сравнивать будем, приводя самим себе примеры: тело человека и грунт на улице.

Из предыдущего пункта вытекает и «сложность широкого распространения большинства организма». Семенам проще попасть на другое поле, чем паразиту одного организма в организм другого.

В полости тела человека углекислого газа будет явно больше, чем в открытом поле.

Плотность почвы выше, чем плотность, например, плотность переваривающейся в тонком кишечнике пищи, если говорить об аскаридах.

Ответ:221221.

Продуценты — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы. Это в основном зелёные растения, однако некоторые виды бактерий-хемотрофов способны на чисто химический синтез органики без солнечного света.

Предлагаем ознакомиться  Как встретить Новый год: 25 идей для любого настроения

Консументы (от лат. consume — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).

Редуценты; также деструкторы, сапротрофы — организмы, разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.

Продуценты — те, кто производят органические вещества из неорганических.

Консументы — потребляют органические вещества.

Редуценты — разлагают органические вещества.

Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами

ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

А) производят органическое вещество

Б) потребители органического вещества

В) разлагают органические соединения

Г) выполняют «санитарную» функцию

1) продуценты

2) редуценты

3) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Здесь все четко по определениям, кроме «санитарной функции». Предполагается, что абитуриент будет рассуждать, что от падали распространятся болезни, а редуценты эту падаль перерабатывают. Не самое корректное задание, но не будем вдаваться в тонкости, чтобы не путаться.

Ответ: 1322.

Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

A) мхи, папоротники

Б) беззубки и перловицы

B) ели, лиственницы

Г) плесневые грибы

Д) гнилостные бактерии

Е) амёбы и инфузории

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Мхи и папоротники, если и лиственницы способны к фотосинтезу, а значит, они- продуценты.

Плесневые грибы и гнилостные бактерии разлагают органику, они-редуценты.

Беззубка — двустворчатый моллюск, консумент.

Амеба — вообще хищник, тоже консумент.

Ответ: 121332.

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е) разлагают органические вещества до минеральных

1) продуценты

2) редуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Здесь нужно снова вернуться к определениям.Первое звено в цепи питания — продуценты.1

Синтез органики из неорганики — продуценты.1

Используют энергию солнечного света — продуценты.1

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Питаются готовой органикой — редуценты.2

Возвращают минеральные вещества в экосистемы, то есть разлагают органику до неорганики — редуценты.2,2

Ответ: 111222.

Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) аккумулируют солнечную энергию

Б) потребляют органические вещества

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) преобразуют органические вещества

Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию

Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ

1) консументы первого порядка

2) продуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Разберемся с тем, что такое «консумент 1 порядка». Итак, это те организмы, которые следуют за продуцентами, то есть вторые в цепи. Есть консументы 2,3,4 итд порядков.Пусть есть колосок — продуцент. Его поедает мышь — консумент 1 порядка, мышь поедает хищная птица — консумент 2 порядка, птицу поедает крупный хищник — консумент 3 порядка, труп этого хищника разлагает редуцент. Цепи могут быть очень длинными.

Предлагаем ознакомиться  Как лечить чесноком грибок ногтей

Аккумулируют солнечную энергию — продуценты.2

Потребляют органику — консументы.1

Синтез органики из неорганики — продуценты.2

Преобразуют органические вещества в энергию — консументы.1,1

Используют в качестве источника углекислый газ — продуценты.2

Ответ: 212112.

Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.

ЖИВОТНЫЕ РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обыкновенная лисица

Г) благородный олень

Д) заяц-русак

Е) обыкновенный волк

1) консумент 1 порядка

2) консумент 2 порядка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Еще раз: консументы 1 порядка- растительноядные животные.

2 порядка- хищники.

Кедровка. Допустим, вы не в курсе, кто это: грызун или птица. Не важно. Исходя из названия, можно сделать вывод, что питается она орешками кедра, следовательно- консумент 1 порядка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Ястреб-тетеревятник — хищник. Консумент 2 порядка.

Лисица — хищник. Консумент 2 порядка.

Олень — травоядное. Консумент 1 порядка.

Заяц — травоядное. Консумент 1 порядка.

Волк — хищник. Консумент 2 порядка.

Ответ: 122112.

В качестве бонуса — кедровка

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик

1) продуценты

2) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А) прибрежная растительность

Г) фитопланктон

Д) растения дна

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Б) карп

В) личинки земноводных

Е) большой прудовик

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Ответ: 122112.

Вопросы про питание

Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ТИПЫ ПИТАНИЯ

А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ

Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания

В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза

Г) используют готовые органические вещества

Д) способны к хемосинтезу

Е) используют энергию окисления неорганических веществ

1) автотрофы

2) гетеротрофы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

Оцените статью
Садоводство
Adblock detector