Телега, сделанная своими руками

Особенности конструкции

Первые телеги, использовавшиеся несколько веков назад, имели деревянные колеса, которые изготавливались в двух конфигурациях: из цельного дерева, путем соединения досок в щит, и с использованием обода со спицами. Последний вариант был более эффективным. Такие колеса имели меньший вес, а за счет спиц лучше гасили вибрации.

Современные аналоги тележных колес имеют более продуктивные характеристики. Их обод изготавливается из легких металлов и оснащается воздушной камерой с резиновой покрышкой, что значительно снижет нагрузки, оказываемые на тягловое животное и повозку.

Общая конструкция современной телеги предполагает наличие следующих элементов:

  • осей;
  • колес;
  • корпуса;
  • оглоблей;
  • поворотных механизмов.

Телеги бывают двух типов: одноосными и двухосными.

Одноосная бричка – двухколесная повозка облегченного типа, оснащенная одной поперечной осью, на концах которой закрепляются колеса. Корпус такой повозки бывает двух видов: пассажирским и грузовым.

В первом случае на ось телеги устанавливается платформа, служащая основанием для блока сидений. Большинство вариантов одноосной брички оснащается двумя пассажирскими местами. Это обусловлено тем, что такое количество мест эффективно вписывается в конструкцию и позволяет сохранять равновесие.

Во втором случае на телегу устанавливается платформа, служащая основанием для грузового кузова. В большинстве вариантов в качестве такого кузова используется щитовой настил, оборудованный легкими боковыми бортами. На такой повозке перевозятся различные грузы сельскохозяйственного назначения: сено, навоз, строительные материалы.

Одноосная телега является малогабаритным транспортным средством. С ее помощью можно перевозить грузы, имеющие небольшую массу.

Двухосные повозки считаются многофункциональными и обладают свойствами высокой грузоподъемности. Конструкция таких телег предполагает наличие более сложных механизмов. Так как они оснащены двумя парами колес, возникает необходимость в устройстве, которое позволяло бы телеге совершать поперечные повороты.

Для обеспечения поворотной функции передняя ось телеги совмещается с поворотным механизмом, который приводится в действие оглоблями, прикрепленными к телу лошади. В работе механизма ключевую роль играет допустимый угол поворота, а также размер колес. Для повышения поворотных функций размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего.

4 Запрягаем лошадь в телегу: подробная инструкция

Если в хозяйстве имеется конь, то его можно использовать как для верховой езды, так и для перевозки грузов или людей. А в городах и селах с активным притоком туристов катание на повозках с лошадьми пользуется большим спросом. Телегу для этих целей вполне реально сделать своими руками. В деревнях конные повозки активно применяются по сей день. На них перевозят сено, дрова, удобрения, овощи и фрукты во время сбора урожая.

Плюсы такого вида транспорта заключаются в его экологичности, отсутствию выбросов, природе не причиняется абсолютно никакого вреда. При этом даже русское бездорожье не будет являться помехой, проехать можно как по асфальтированной трассе, так и по сельским ухабам.

Сделать повозку — это всего лишь полдела, для полного выполнения поставленной задачи необходимо еще запрячь в нее коня. Перед поездкой животное следует почистить, осмотреть. Лошадь должна быть здорова, в спокойном состоянии, а все элементы сбруи на ней — без признаков повреждений. Это важно как для обеспечения безопасности самого извозчика и его скакуна, так и целостности перевозимого груза.

Виды запряжки:

  • оглобельно-дуговая;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная.

Первая разновидность самая распространенная, применяется, когда запрягают одного коня или троих. Постромочно-дышловая запряжка используется при парной упряжи, дышло при этом присоединяют к оси повозки. Постромочная запряжка наиболее простая, в ней нет оглоблей и дышла, применяется обычно при сельскохозяйственных работах или с повозками, имеющими в своем составе тормозную систему.

Упряжь должна быть тщательно подогнана под размеры животного, нигде не жать и не болтаться. Изготавливается она преимущественно из кожи и продается в готовом виде в специализированных магазинах. Нужно лишь подобрать подходящий размер. Если ее перетянуть, лошади будет тяжело дышать, а слишком свободные ремешки могут натирать при движениях.

Этапы запряжки:

  1. 1. Сначала на лошадь одевают уздечку. Подойти к животному следует с левой стороны. Затем охватить ее голову правой рукой и прижать к плечу, так будет легче натянуть ремешки. Потом набрасываем поводья на шею и продеваем уши между частями уздечки. Застегиваем все элементы.
  2. 2. Подводим лошадь к телеге, одеваем ей седелку на спину ближе к передней части. Затем подтягиваем подпругу.
  3. 3. Аккуратно одеваем хомут на шею животного, достаем из под него гриву. Натягиваем шлею на холку, оставляя зазор между ремешками и седалищными буграми коня толщиной в 2-3 см.
  4. 4. Заводим лошадь в оглобли. Для этого можно переступить жердь, если животное не боится, либо же заставить пятиться назад.
  5. 5. Подходим ближе к голове коня, присоединяем к жердям ремень чересседельника, потом подбрюшника и вставляем сначала один конец дуги, следом за ним второй.
  6. 6. Выправляем дугу и оглобли так, чтобы они были под прямым углом относительно друг друга. Затягиваем пряжки и ремни на упряжи, закрепляем вожжи на кольце удил.
  7. 7. Связываем концы подбрюшника и чересседельника узлом сбоку так, чтоб в экстренном случае коня можно было быстро освободить от сбруи.
Предлагаем ознакомиться  Как построить гараж своими руками: все тонкости процесса строительства и как выбрать идеальное место под гараж

Лошадь полностью запряжена. Конечно, в первый раз у новичка может и не получиться правильно одеть упряжь, особенно если животное с норовом. Необходим наглядный пример или следует посмотреть видео с подробной инструкцией.

Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

2 Разновидности телег

Телега, сделанная своими руками

Устройство и конструкция повозки напрямую зависят от ее будущего предназначения. Так, телеги, используемые для перевозки пассажиров, желательно оборудовать высокими бортами для защиты от пыли и камешков, скамейками для удобства людей. Если потребуется транспортировать тяжелые грузы, то основание надежнее сделать из прочного материала, например, металла. Существуют следующие виды повозок:

  • полок;
  • дроги;
  • экипаж;
  • тележка.

Делаем своими руками

Для изготовления декоративной телеги необходим качественный чертеж и функциональные инструменты. Все детали будущей деревянной телеги должны иметь правильное размерное соотношение.

Сборка колес

Эффективная сборка колес декоративной телеги подразумевает их изготовление по намеченным чертежам.

Смастерить самодельное деревянное колесо просто, если подготовить круглую поделку из фанеры и по центру высверлить отверстие для будущей оси телеги. Или изготовить 2 деревянных полукруглых элемента и совместить их.

Самой красивой вариацией считаются декоративные колеса, оборудованные спицами. Для изготовления деревянных деталей на фанерном листе отмечают будущие габариты колеса. Середину поделки помечают карандашом и забивают в нее гвоздь.

После находят тонкую деревянную рейку, которая по длине не уступает радиусу заготовки, и проделывают в ней 2 просеки. В центральную просеку, диаметром 5 мм вставляется гвоздь, а во вторую, диаметром 8 мм, — карандаш. Закрепленным на рейке карандашом вычерчивают окружность так, чтобы колесо от телеги получилось натурального диаметра. Окружность разделяют на 8 сегментов.

На изготовление обода надо подобрать деревянные брусочки, которые располагают по окружности. Их соединяют торцами друг с другом по форме колеса. Чтобы создать гладкий переход, можно подпилить размещенные на фанерном листе брусочки.

При изготовлении оси для телеги должен использоваться толстый брусочек, на котором вычерчивают круг и выпиливают поделку оси. Теперь подбирают материал для спиц колеса. Спицы легки в изготовлении, но их можно приобрести в строительном универмаге. По длине самодельные спицы должны совпадать с диаметром между ободом и осью колеса от телеги.

Спицы устанавливают в заготовленные отверстия, диаметром равным диаметру черенков. Черенки плотно соединяют с отверстиями и размещают на равных расстояниях.

Телега, сделанная своими руками

После изготовления осуществляется сборка колеса:

  • черенки для спиц размещают одним краем в высверленные прорехи в оси;
  • другим краем спицы вкладывают в прорехи обода;
  • сегменты обода колеса смазываются клеем, состыковываются и стягиваются плотным ремнем;
  • на колесо телеги накладывают пресс, чтобы клей не разъехался.
Предлагаем ознакомиться  Как устроен муравейник: внутреннее строение, жизнь и взаимодействие муравьев

После просушки колеса сложные элементы зачищают наждаком.

В вопросе — как сделать тележку максимально оригинальной своими силами, немаловажную роль играет создание декоративного кузова. Здесь требуется правильно построить брусочки для обустройства каркаса телеги и уложить доски для корпуса.

Для изготовления декоративного каркаса брички необходим сложный чертеж. После его создания занимаются размещением дна телеги. Оно формируется из красивых досок, которые закрепляются брусочками с диаметром 0,5 на 0,5 см. Брусочки размещают плотно друг к другу и соединяют крепежными деталями. Чтобы построить самодельный декоративный каркас телеги, может использоваться клей.

После декоративную заготовку устанавливают на ровный участок сада и обшивают досками красивых цветов. Для старинного дизайна будущей телеги может использоваться лаковое покрытие.

Чтобы поставить декоративный возок на колеса, надо использовать черенки от садового инструментария. Черенки отлично садятся на оси, если их распилить на несколько декоративных деталей.

Чтобы колеса брички держали равновесие, можно использовать длинные деревянные чурки, которые прибивают по бокам повозки. На полученные чурки размещают колеса так, чтобы они оказались четко по бокам стоговоза.

Чем больше колес у стоговоза, тем прочнее устанавливают чурки. Если размещенные элементы оси телеги расшатались, то их дополнительно закрепляют клеевым составом.

Современные технологические возможности позволяют сделать телегу своими руками в домашних условиях. Для ее изготовления необходимо подготовить следующее:

  • деревянные материалы;
  • металлические составляющие;
  • колеса;
  • ременные элементы.

В качестве деревянных материалов используются доски, брусья, рейки и жерди. В перечень металлических изделий входят уголки, планки, втулки, подшипники, гайки, болты, шайбы, саморезы. Колеса можно использовать от других транспортных средств, например, автомобилей или мотоциклов. Последний вариант колес особо предпочтителен, так как предполагает небольшой вес и простоту монтажа.

Основная сбруя, надеваемая на коня, не является частью телеги, однако при изготовлении последней стоит учитывать размеры и конфигурацию экипировки, которая будет использоваться в сочетании с конструируемой повозкой.

Конное снаряжение производится преимущественно из кожи и приобретается в готовом виде. Вожжи изготавливаются по индивидуальной схеме с учетом характеристик конкретной телеги. Чаще всего для их изготовления используется строповый материал, который продается в хозяйственных или строительных магазинах.

Перед тем как сделать телегу самостоятельно, следует определиться, для каких целей вы ее собираетесь использовать. В зависимости от будущего предназначения будут отличаться особенности конструкции, габариты и комплектация.Создание чертежа с размерами

Если повозку предполагается использовать для перевозки людей или грузов, колеса лучше взять от старой сельскохозяйственной техники или мотоцикла, а саму ось сварить из прочного металла. На первом этапе конструирования создаем чертеж будущей телеги с размерами (как на фото ниже). Откладываем параметры изделия и отдельных его частей согласно требуемым значениям.

Необходимые инструменты и материалы:

  • деревянные бруски;
  • болты, гайки, гвозди;
  • шуруповерт, дрель;
  • пила, ножовка;
  • гаечные ключи;
  • сварочный аппарат, болгарка;
  • уголки, скобки, втулки;
  • молоток.

Инструменты

Основной перечень инструментов, необходимых для сборки самодельной телеги:

  • приспособления для пиления (ножовка, электролобзик, торцевая пила);
  • дрель, шуруповерт;
  • болгарка;
  • сварочный инвертор (при необходимости);
  • сверла;
  • гаечные ключи;
  • другие сопутствующие инструменты.

Во время осуществления работ необходимо постоянно сверяться с чертежами для контроля соблюдения технологии.

Сборка

На представленном фото можно увидеть все составляющее компоненты телеги.

Процесс начинается с изготовления колесных осей. В первую очередь, изготавливается задняя ось, так как она имеет более простую конструкцию. Она может быть изготовлена из деревянного бруса с сечением не меньше 150х150 мм, а также из металлического квадратного профиля. Второй вариант предпочтителен, так как имеет низкие весовые показатели и больший процент запаса прочности.

К краям оси прикрепляются металлические втулки, на которые будут надеваться колеса. В качестве них можно использовать осевые втулки от передних колес мотоцикла. Они изготовлены с соблюдением технологий, которые обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели.

Закрепить втулки на краях задней оси можно при помощи сварочного инвертора и дополнительных проставок. Перед монтированием колес подбираются подшипники соответствующего диаметра.

Передняя ось собирается по аналогичной схеме. Главным отличием передней оси от задней является наличие у первой поворотного механизма. Его сборка требует особой внимательности и точности.

Строго по центру передней оси располагается вертикальный шток, оснащенный подшипником. Конфигурация штока сходна с конфигурацией колесных втулок. На него надевается подшипник соответствующего диаметра.

Предлагаем ознакомиться  Сколько нужно извести для раскисления почвы

Поверх передней оси кладется специальная планка с отверстием по центру. Это отверстие предназначено для штока. Верхняя сторона отверстия в планке должна быть рассверлена для создания потая, в который должна поместиться стопорная гайка.

После того как шток будет продет в планочное отверстие, на него накручивается гайка. Таким образом, передняя ось скрепляется с планкой через шток. При этом сохраняется возможность вращения передней оси относительно планки. Оно осуществляется за счет подшипника, надетого на шток, который располагается между осью и осевой планкой.

После этого необходимо стационарно присоединить планку к днищу корпуса повозки. Для облегчения выполнения этой задачи можно повернуть ось на 90 градусов относительно осевой планки. Затем в планке просверливаются сквозные отверстия, которые проходят и через дно корпуса. Диаметр одного отверстия не должен быть меньше 10 мм. В них вставляются болты, округлые шляпки которых должны смотреть вверх.

После того как на болты будут надеты шайбы и гроверы, на них накручиваются гайки. От количества крепежных болтов и степени их затяжки будет зависеть целостность поворотного механизма.

Корпус изготавливается из высушенных деревянных досок. Он состоит из днища – дощатого настила, соединяющего колесные оси, и трех бортов. Обычно передний борт не требуется, так как его наличие препятствует комфортному управлению телегой.

Общий вид корпуса телеги имеет очертания перевернутой трапеции. Борта устанавливаются таким образом, чтобы их нижние составные части находились на меньшем расстоянии друг от друга, чем верхние.

Рулевые жерди прикрепляются к передней оси на равном расстоянии от ее центра. Для присоединения жердей к оси привариваются отрезки труб круглого сечения длиной от 20 до 25 см. В них проделываются боковые отверстия, в которые будут вставляться сквозные крепежные болты.

В приваренные отрезки труб вставляются жерди, диаметр которых меньше диаметра труб на несколько единиц. Разница диаметров позволяет жердям двигаться вертикально вверх и вниз, что необходимо при их присоединении к сбруе. В тех частях жердей, которые вставляются в трубчатые наварки, просверливаются отверстия, диаметр и расположение которых соответствует отверстиям в наварках. Через эти отверстия продеваются болты соответствующей длины и диаметра, после чего фиксируются гайками, закрученными поверх шайб и гроверов.

Последующие конструкторские манипуляции, проводимые с телегой, определяются ее целевым назначением, индивидуальными характеристиками тяглового животного и потребностями человека, который будет эксплуатировать повозку.

О том, как изготавливать телегу для лошади, смотрите в следующем видео.

5 Декоративная повозка для сада

Каждый из нас стремится создать неповторимый ландшафтный дизайн в саду, ведь отдыхать и набираться сил хочется в красивом месте. Для этого прекрасно подойдут различные большие и малые архитектурные формы, оригинальные клумбы, подобранные в правильном сочетании посадки многолетних кустарников и трав.

Телега, сделанная своими руками

Конструкции могут быть самые разнообразные, в зависимости от фантазии автора. Можно использовать только одно колесо, и получится садовая тачка, или же выполнить более стандартную версию с двумя или четырьмя. Оригинально смотрятся небольшие тележки с бортами, изготовленными из плетеной лозы или же обрамленные необычным орнаментом.

Колеса повозки для декора сада можно сделать привычными, круглыми, или же в форме восьмиугольника. В качестве материала потребуются небольшие деревянные брусочки. Для прочности соединяем их при помощи строительного клея или болтов, затем сглаживаем неровные края.

Корпус повозки собираем из дощечек, обычно его делают не более 50 см в длину. В завершение конструкцию следует отшлифовать и покрыть лаком. Значительно украсят тележку элементы резьбы по дереву. В готовое изделие размещаем горшки и кадки с цветами, особенно хорошо смотрятся вьющиеся растения, ниспадающие с краев повозки на землю. Получается оригинальная клумба, которую по достоинству оценят все гости. При желании бортики можно раскрасить.

Изготовление телеги не требует больших материальных затрат, тут более важна сноровка и фантазия мастера. При наличии определенных навыков работы с деревом в результате получится замечательное изделие, которое можно использовать как по прямому назначению (грузовые или пассажирские перевозки), так и в декоративных целях.

Оцените статью
Садоводство
Adblock detector